Вампиры — мифологическая или фольклорная нечисть. Являются нежитью, питающимися человеческой и/или животной кровью, имеют как ни странно душу, но измененную из-за проклятья (наложенного либо Богом — за грехи, либо принявшие помощь Дьявола — и проклятые, опять же, Богом). Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.
По некоторым поверьям, первым вампиром и основоположником был сын Адама и Евы: Каин которого проклял Бог за убийство своего брата Авеля,сделав его бессмертным,позже его нашла одна из первых жён Адама, Лилит увидев его скитающимся по миру, она и обучила его "Вампирской магии" так как сама она была уже одной из жен Люцифера.
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься.
Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир, включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом.
Вампиры, как и остальная "нечистая сила" славянского фолклора, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), cожжение повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой, (либо Экзорцизм ,обряда изгнания нечистой силы).
Наиболее известный сербский вампир был Сава Саванович (Sava Savanović), ставший известным благодаря роману Милована Глишича (Milovan Glišić) «Posle devedeset godina» («Девяносто лет спустя»).(Milovan Glišić), «Posle devedeset godina» (Ninety Years Later) Также любителям вампирологии и вампиристики хорошо известен другой «Дунайский вампир» Михайло Катич. Он стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в «Ордене Дракона» (там же состоял и отец Дракулы), а еще благодаря своей привычке — очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в XV веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий до сих пор он блуждает где-то в беспокойстве.
В старорусской анти-языческой работе Слово Святого Григория (написанной в XI—XII веке), заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам.